В МАОУ лицее № 28 г. Таганрога проходит просветительская акция «Поделись своим Знанием» Российского общества «Знание».
Акция проходит в...
Имеется экспертное заключение факультета физики, математики, информатики Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ).
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6-х классов
«Изучаем, исследуем, изобретаем»
Автор:
Дзюба Татьяна Владимировна,
учитель физики высшей категории
МАОУ лицея № 28, г.Таганрог
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6-х классов «Изучаем, исследуем, изобретаем» составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:
авторской версии междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» М.М. Эпштейн, А.Н.Юшков («Народное образование», 2014, № 6, с.151–159);
«Естествознание. Учебные исследования и проекты. 5–6 классы», А.Н.Юшков.
Цели программы «Изучаем, исследуем, изобретаем»
пропедевтика основ физики, биологии, химии, нанотехнологий;
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного эксперимента (исследования) и проекта;
Программа составлена с учётом преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся по программам основного общего образования, учитывает межпредметные связи.
Общая характеристика программы
ФГОС предполагает внесение существенных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – сформировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.
Программа «Изучаем, исследуем, изобретаем» позволяет обучающимся в ходе самостоятельной практической деятельности раскрыть суть окружающих их физических явлений, установить существующие между различными процессами закономерностей и найти применение этому на практике.
Основные принципы реализации программы:
Учебная работа с обучающимися 5-6-х классов в рамках данного курса ориентирована на развитие универсальных учебных действий, становление у них предметной осведомленности, компетентностей исследовательского и проектного характера.
Отдельные темы курса «Изучаем, исследуем, изобретаем» ориентированы на формирование у обучающихся позиции наблюдателя и экспериментатора, на знакомство на практике с нормами исследовательской деятельности. Структура представлена в виде блоков, в процессе изучения которых происходит логический переход от самостоятельных исследовательских работ младших подростков к учебным проектам. Это позволяет обеспечить смысловую и содержательную преемственность между исследовательской и проектной деятельностью на предметном материале естествознания.
Программа учитывает межпредметные и внутрипредметные связи, возрастные особенности учащихся, позволяют обучающимся познакомиться с предметным материалом биологии, физики, химии.
Курс является поддерживающим для преподавания естественнонаучных дисциплин с
элементами нанотехнологий. В этом направлении осуществляется знакомство учащихся с
атомарным и молекулярным строением вещества, с клеточным строением растений и животных.
Выстраивание курса на границе трех подходов — диалогического, событийного и деятельностного позволяет обеспечить высокий уровень познавательной самостоятельности обучающихся, формирования мотивации к обучению, обеспечить баланс между индивидуальными формами работы и групповым взаимодействием.
Задачи курса «Изучаем, исследуем, изобретаем»:
Место курса в учебном процессе
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Письмом Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.07.2012 № 668 «Об утверждении Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области» предмет внеурочной деятельности «Изучаем, исследуем, изобретаем» изучается в течение 2-х лет, в 5 и 6 классе.
В целях реализации программы на изучение предмета на уровне основного общего образования отводится 35 часов в год за счёт часов внеурочной деятельности. Вся программа рассчитана на 2 года обучения и предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю (70 часов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5 КЛАСС
35 часов
Тема №1. Введение (1 час)
Знакомство с развитием высоких технологий. Достижения учёных-исследователей в области биологии, физики и химики, специалистов-медиков и программистов, инженеров-конструкторов.
Тема №2. Виртуальные путешествия-исследования (6 часов)
Исследования новой планеты. Создание модели новой планеты. Экспедиция-исследование в биомир. Изучение методов исследования в географии. Разработка туристических маршрутов. География и математика. Путешествия по зоопарку. Проектирование собственного зоопарка.
Тема №3. Наблюдения (5 часов)
Изучение особенностей строения и функционирования представителей животного мира. Наблюдения. Установление причинно-следственных связей. Изучение быстропротекающих процессов. Практические задания: «Необычные способности летучих мышей, комаров, колибри», «Съемка горения спички, падения капли воды, прыжка на месте, прыжка кошки».
Тема №4. Опыты и эксперименты (5 часов)
Изобретение экспериментальных процедур. Практические задания: «Опыты по физике», «Опыты по химии», «Опыты по биологии». «Исследование принципов работы технических устройств».
Тема №5. Межпредметное исследование и проект (5 часов)
Межпредметное исследование-проект «Полет белки – летяги». Самостоятельное изготовление парашюта и исследование зависимости времени падения груза от площади его поверхности. Межпредметное исследование и проект «Wingsuit». Создание и испытание модели корабля на воздушной подушке. Игра «детективное агентство» по теме «Российские изобретатели в области самолетостроения».
Тема №6. Макромир. Солнечная система (3 часа)
Макромир. Солнечная система. Создание модели Солнечной системы. Обсуждение теорий возникновения Солнечной системы. Планеты Солнечной системы. Земля. Её происхождение, строение и особенности вращения. Технические особенности космических аппаратах. Создание действующей модели космического аппарата.
Тема №7. Микромир. Молекулы и атомы (3 часа)
Макромир. Молекулы и атомы. Единицы строения вещества. Объяснение физических процессов на молекулярном уровне. Плотность вещества. Практические задания: «Растворение сахара в воде», «Испарение воды», «Создание сахарной цветной пирамидки».
Тема №8. Клеточное строение живого организма (2 часа)
Клеточное строение живого организма. Единица строения живого организма. Внутреннее строение растительной клетки. Практические задания: «Наблюдение растительной клетки под микроскопом».
Тема №9. Современные исследования и нанотехнологические проекты (4 часа)
Современные разработки в области нанотехнологий. Геккон. "Эффект лотоса". Гидрофобность. Практические задания: «Изучаем геккона», "Нанопокрытия и эффект лотоса". (работа учащихся в роли исследователей и конструкторов).
Резерв учебного времени 1 час.
6 КЛАСС
35 часов
Тема №1. Наблюдения (2 часа)
Наблюдение - метод изучения природы. Четыре типа наблюдений – наблюдение-впечатление, наблюдение-встреча, наблюдение-удивление, наблюдение-исследование. Наблюдения в биологии.
Тема №2. Научные эксперименты (5 часов)
Научные эксперименты. Реконструкция гипотезы исследования. Эксперимент Яна Баптиста Ван-Гельмонта. Эксперименты Лаццаро Спалланцани. «Случайные» открытия. Опыты Джозефа Пристли.
Тема №3. Бионика и функциональная эффективность организмов.
Межпредметные проекты и исследования (7 часов)
Бионика. Изобретения Леонардо да Винчи. Работа учащихся в роли исследователей, изучающих особенности строения живых организмов, и инженерами-проектировщиками. Машины вертикального перемещения. Изучение строения лап насекомых, «клейкой» подошвы улиток, лап мухи. Биомеханика движения. Устройство различных шарниров, локтевого и плечевого суставов руки. Экзоскелеты, их применение. Практические задания: «Создание робота вертикального перемещения», «Разработка экзоскелета».
Тема №4. Размеры частиц и наноматериалы (5 часов)
Наночастицы. Размеры частиц и наноматериалы. Очистка воды от нерастворимых примесей. Нанороботы. Практические задания: «Разработка нанофильтра и изучение свойств существующих способов фильтрации».
Тема №5. Растительные клетки и клеточные нанофабрики (5 часов)
Что такое клетка? Изучение полупроницаемых преград на микропрепарате кожицы лука. Плазмолиз и деплазмолиз. Осмос. Нанороботы и репликаторы. Синтез белка. Молекула ДНК. Хлоропласты –клеточные нанофабрики. Практические задания: «Изучение под микроскопом листьев различных растений», «Создание модели ДНК».
Тема №6. Замкнутые биосистемы (3 часа)
Искусственные замкнутые биосистемы. Идея трофических цепей и ее составных частей.
Подведение итогов. Защита проектов (7 часов)
Резерв учебного времени 1 час.
Итоговый контроль проводится в виде защиты проектов обучающимися и участия в научно-исследовательской конференции лицея.
Резерв учебного времени 1 час.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Информационно - методическое обеспечение для учителя
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Технические средства обучения
Оборудование
Оценка достижения предметных результатов
Индивидуальные достижения проекта должны отражать:
Индивидуальный проект (или учебное исследование) выполняется обучающимся в течение одного года и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного и т.п.
Обучающиеся должны научиться
Критерии оценивания (5-6 класс):
Требования |
Оценка «5» ставится, если учащийся: |
Оценка «4» ставится, если учащийся: |
Оценка «3» ставится, если учащийся: |
Оценка «2» ставится, если учащийся: |
Защита проекта |
Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. |
Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами |
Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами. |
Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы. Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами. |
Оформление проекта |
Печатный вариант (или компьютерная презентация). Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное, полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям. Эстетичность выполнения. |
Печатный вариант (или компьютерная презентация). Соответствие требованиям выполнения проекта. Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное, неполное количество наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным требованиям. |
Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок современным требованиям. |
Рукописный вариант. Не соответствие требованиям выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов.
|
Практическая направленность |
Созданный продукт соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.
|
Созданный продукт соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения. |
Созданный продукт имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении. |
Созданный продукт не соответствует и не может использоваться по назначению. |