В МАОУ лицее № 28 г. Таганрога проходит просветительская акция «Поделись своим Знанием» Российского общества «Знание».
Акция проходит в...
(для родителей лицеистов о качественном образовании)
Проблема качества знаний, школьной успеваемости беспокоила и беспокоит преподавателей и родителей. Казалось бы, не существует детей, которые бы хотели плохо учиться, получать двойки, сознательно избегали получения качественных знаний. И тем не менее, вопрос об успеваемости не теряет своей актуальности.
Начиная разговор об успеваемости, необходимо определить, о чём пойдёт речь.
Успеваемость — степень полноты, глубины, сознательности и прочности знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в соответствии с требованиями учебной программы.
Обратите внимание, в определении успеваемости нет ни слова про оценки. Потому что по-настоящему важно, чтобы ребёнок знал предмет, а не просто получал по нему пятёрки или тройки. С другой стороны – оценка индикатор качества учебной деятельности ребенка в школе, не единственный, но значимый и информативный.
Причин у неуспеваемости много, к ним относят и неблагоприятный психологический климат в котором развивается ребенок, незрелость или слабость познавательных процессов, физические причины (ослабленное здоровье, например), несформированность адекватной мотивации учения. Этот список можно продолжать и дальше. В итоге проблема неуспеваемости превратиться в огромный «снежный» ком причин и следствий, преодолеть который, казалось бы, не под силу никому.
Давайте поступим согласно мудрому совету и будем «ломать веник по одной соломине».
Действительно, в реальности наиболее часто встречаются многофакторные комплексы причин неуспеваемости. Более того, ситуация неуспеваемости ребенка имеет динамические характеристики, ведь ребенок находится в процессе развития и его потребности, показатели деятельности постоянно изменяются в соответствии с возрастными особенностями.
С другой стороны, знания, образование является системным объектом - это как кирпичное здание, которое будет крепким только если кладка качественная. Не доложил кирпичей в ряду –вся постройка потеряет структурную целостность и устойчивость.
У отдельного ученика причины недостаточного качества образования могут иметь длительную историю, чаще всего начинается процесс еще до школы, в которую ребёнок приходит недостаточно подготовленным и зрелым в психофизиологическом плане, и далеко не всем детям удается преодолеть (перерасти) эти трудности полностью и без последствий. В таком случае в основную школу переходит ребенок, который имеет недостаточно прочную базу для получения качественных знаний, и начала эта ситуация формироваться задолго до обучения в школе.
Практический опыт получения образования ребенка так же оказывает свое влияние на развитие учебной мотивации и стилевых характеристик учебной деятельности.
На фоне неуспешности и неспособности справиться с образованием на должном уровне у детей формируется «манипулятивно-отметочный» подход (любым путем получить «приемлемую» отметку), синдром выученной беспомощности, когда ребенок не делает не потому, что не может, а потому, что привык не стараться, не справляться, не делать. Складывается ригидная система неконструктивных ученических привычек.
Что же дальше – начинается процесс приспособления к выживанию в системе образования, чреватый страхами, агрессией, отказом от деятельности.
Помнить об этом так же важно, как и о том, что родитель не в состоянии повысить успеваемость ребёнка. Сделать это может только он сам, а всё, что в ваших силах, — оказывать ему всестороннюю поддержку и не оказывать негативного влияния.
Негативное влияние родителей на обучение – разве это возможно? Мы же хотим, что бы наши дети учились хорошо, а их учебные проблемы так ощутимо портят нашу жизнь и отношения в семье. это так, и вместе с этим некоторые аспекты семейной ситуации способны препятствовать качественному обучению и провоцируют не только формирование неуспеваемости, но и поддерживают те самые синдромы выученной беспомощности и «отметочный» подход к качеству знаний.
Начнем с дошкольного детства и периода подготовки к школе. Ребенок не приучен к режиму, исполнительности, следованию четким правилам. Ребенок имеет доступ к самостоятельному и частому использованию гаджетов, играм, мультипликационной продукции фентезийного, агрессивного содержания, видео-блогам про игрушки, баловство, хорор-персонажей и т.д.
Вне всякого сомнения, для взрослого сознания это все не опасно, а вот детское сознание эту визуальную информацию не фильтрует, психика деформируется, снижается способность и готовность познавать, запоминать, развивать…
Все логопедические затруднения, моторные и регуляторные сложности наиболее легко и эффективно решаются на ранних этапах развития. Чем позже мы спохватимся - тем сложнее исправить. Кроме того, после того, как у ребенка уже не получилось, ему сложно вновь поверить в свои возможности, обучение превращается в преодоление препятствий, а ребенок к этому не приучен, его жизнь была наполнена развлекательным контентом, действия с которым не требуют никаких внутренних усилий, не развивают способность учиться, напротив, препятствуют ее развитию.
Естественно, нет необходимости лишать ребенка детства – игр, эмоций, общения, радости. Игровая деятельность в дошкольном детстве является ведущей, т.е. обеспечивающей формирование необходимых для следующего возрастного этапа новообразований в психике ребенка, но речь не идет о виртуальных играх, мультфильмах и видео полных агрессии, построенных на эксплуатации непроизвольного внимания и вызывающих привыкание (экранная зависимость приравнена к наркотической и алкогольной).
Попытки родителей помочь ребенку преодолеть неуспеваемость, повысить качество образования в средних и старших классах затруднены тем, что у ребят уже складывается собственная внутренняя позиция, повышается авторитетность мнения ровесников, доминируют протестные тенденции. Все чаще с возрастом дети говорят своим родителям – «посмотрите на себя!», пытаются в чем-то обвинить, манипулировать, находя причины собственных проблем в самочувствии, учителях, сверстниках. И родители идут на поводу – позволяют что-то пропустить, не доделать, воспользоваться ГДЗ, иногда и «надавить» на учителя, обвинив в неуспешности ребенка.
На самом деле, в такой ситуации есть только один самый главный вопрос – как результативно решить эту проблему. Не найти виноватых, не найти причины, почему ситуацию не исправить нельзя, а поставить реальную цель и достичь ее.
В статье использованы материалы сайта https://externat.foxford.ru/polezno-znat/prichiny-profilaktika-shkolnoj-neuspevaemosti.