Как воспитать счастливого ребенка (как не стать «токсичными» родителями).

Детская психика - удивительное явление. С одной стороны, она пластична и адаптивна, а с другой, – хрупка и неустойчива. Наши дети, и не так важно сколько им лет, даже если они уже выше нас ростом , нуждаются в нашей опеке и защите. Любого ребенка, даже самого уверенного в себе и независимого, необходимо мягко контролировать, направлять, участвовать в его жизни, вникать в его размышления и переживания. Именно ребенок нуждается в том, чтобы быть воспитанным. Вырастить и воспитать ребенка - это понятия совпадающие. Ребенок, воспитанный мудрыми и любящими родителями, состоится в жизни, будет счастливым, успешным человеком. Ошибки же воспитания ведут к деформациям личности ребенка, а значит, и его жизни как таковой. Исход может быть неожиданным и даже трагичным…как для самого ребенка, так и для окружающих его людей.

По статистике, большинство родителей уверены в том, что они отлично воспитывают своих детей, и в целом позитивно оценивают свои педагогические навыки. Однако на практике все не так гладко. Часто мамы и папы допускают в воспитании одни и те же ошибки, которые приводят к появлению у детей комплексов, страхов и деструктивных жизненных установок.

Вот список самых распространённых примеров воспитательных воздействий, результаты которых не только разочаровывают пап и мам, но и препятствуют успешной самореализации подрастающего поколения.

1. Если с детства родители твердят: "Не ябедничай", ребенок обязательно поверит, что это плохо. Следствие - замалчивание проблем ребенком. Статистика показывает, что большинство детей из-за боязни прослыть ябедой просто не рассказывают об издевательствах и травле.

На самом деле взрослые должны научить детей рассказывать о несправедливости, а еще поддерживать тех, кто решился привлечь к решению своих проблем родителей или учителя.

2. Родителям больно видеть, когда их дитя страдает: плачет, злится или в ярости. Поэтому иногда легче прикрикнуть "не реви, не распускайся", чем разобраться в ситуации.

Такая реакция на негативное поведение ребенка — не лучшая из возможных, ведь отрицательные эмоции нуждаются в выходе, и не должны перегружать нервную систему. Это своеобразный краеугольный камень психологического здоровья. Умение выражать негатив — качество, присущее зрелому человеку, оно пригодится вашему ребенку во взрослой жизни.

3. Уверенность родителей, что ребенок должен нравиться всем: и учителям, и друзьям, и соседям…Все родители мечтают о том, что их дети будут жить в мире с окружающими и никогда не узнают, что такое оскорбление, драка или большая ссора, и иногда в погоне за этим идеалом выбирают тактику "будь хорошим для всех".

Конечно, очень важно быть конформным и уметь общаться с окружающими уважительно, однако не следует перегибать палку и пытаться стать хорошим абсолютно для всех. Ведь ради того, чтобы все тебя считали милым, приходится наступать на горло собственным желаниям и интересам.

4. Уверенность родителей, что детям нужно покупать все самое дорогое и современное, что у ребят должно быть «все и не хуже, чем у других».

Социологи отмечают, что расходы на детей в мире растут с каждым годом, из-за чего многие европейские семьи вынуждены даже отказаться от родительства.

Родители тратят гораздо больше разумного, когда речь заходит о детях, не задумываясь, действительно ли все, что они покупают необходимо ребенку (а порой и вредно!). Иногда мы стараемся дать своим детям то, чего сами были лишены в детстве или с помощью приобретения новой игрушки загладить свои «воспитательные промахи».

Разумный подход к расходам, связанным с воспитанием детей, не делает родителя плохим. Напротив, бережливые родители своим примером могут научить ребенка не тратить деньги на всякие пустяки.

С другой стороны, предоставление ребенку потенциально опасных возможностей в виде модных «гаджетов» с бесконтрольным доступом к сети «Интернет», «чрезмерного» количества денег на карманные расходы и т.д. не только излишне и формирует потребительское отношение к «семейным благам», но и подвергает ребенка реальным рискам!

5. Проявление жестокости и неуважения в вопросах наказания детей.

Одно из самых опасных «токсичных» действий родителей — привычка «играть в бога», наказывая или, наоборот, милуя детей. Причем правила такой игры не всегда ясны, и часто наказание зависит от настроения родителей.

Такие наказания не научат ребенка ничему хорошему. Скорее наоборот: ребенок поймет, что тот, кто обладает властью, может заставить исполнить свою волю, принуждая к жестокости и агрессии.

6. Детей нужно постоянно развлекать и занимать чем-то.

"Я не хочу, чтобы мой ребенок скучал или бездельничал", - говорит мама и записывает ребенка в различные кружки, секции, школы, чтобы ни одна минута досуга не прошла без пользы. Жизнь ребенка наполняется посещениями развлекательных центров, другими досуговыми мероприятиями, которые не позволяют ребенку пообщаться с родителями в «естественной домашней среде», обдумать и усвоить полученный опыт. Такая организация времени ребенка сродни попустительству, когда ребенок постоянно предоставлен сам себе и дефицит общения с родителями совсем не меньше.

Такой ребенок либо не научится быть самостоятельным (если родители постоянно берут на себя ответственность и роль организатора), либо чувствуют себя брошенными, лишними, что приучает жить «своей» жизнью, но, к сожалению, на уровне незрелого детского/подросткового разумения.

Что же укрепит отношения с ребенком?

Необходимо принять, что, с одной стороны, родительские функции за последние 10-15 лет не изменились, мы все также растим и воспитываем своих детей. С другой стороны, изменился социум, в котором происходит это воспитание и требования к современным матерям и отцам выше. Да и дети стали другими, ускоренными во всем. Быстрее развиваются, стремительнее все осваивают, чувствуют иначе. Именно в это нужно вкладывать труд, время, любовь, засевать семена познавательного интереса и жажды движения. И тогда в будущем ребенка ждут прекрасные плоды ваших усилий.

1. Будьте для ребенка интересным. Едва вы останавливаетесь в своем развитии, ребенок сразу теряет к вам интерес как к источнику. В этом смысле дети — лучшие учителя для взрослых, мотиваторы и повод совершенствоваться. Не отмахивайтесь от вопросов, вместе узнавайте новое, подтягивайте собственные знания и делитесь ими с ребенком, дискутируйте с ним. И тогда даже в сложный период пубертата вы останетесь для сына или дочери авторитетом.

2. Станьте источником информации для ребенка. Дети нуждаются в информации. Отсюда интерес к планшетам, ноутбукам, смартфонам. Родителям гаджеты упрощают жизнь. Но дети легко подсаживаются на них, формируется зависимость. Затрачивая мало усилий и ресурсов, ребенок привыкает к тому, что мир ему должен. Формируется эгоистичная система потребления. Реакция на отказы или невозможность быстро получить желаемое проявляется в непонимании и агрессии, что в подростковом возрасте выливается в конфликт с родителями. Поэтому именно вы, а не планшет, должны стать для ребенка источником нового и интересного. Он должен смотреть на животных не на экране гаджета, а в зоопарке, куда его привели мама с папой. Развивайте кругозор через перемещение, передвижение, любопытство. Это формирует систему коммуникации. Иначе как он научится взаимодействовать с миром, если видит его лишь на экране планшета?

3. Развивайте эмоциональный интеллект. Мы привыкли считать: сытый — значит, счастливый. Это анахронизм. Нужно перестать жить в системе безопасности тела, забывая о чувствах. Подавление чувственной сферы приводит к тому, что подросток не понимает, кто он и что ему интересно. Научить ребенка выражать эмоции — одна из важнейших функций родителей. Учитесь чувствовать вместе с ребенком. Не просто включите ему телевизор, а сядьте и посмотрите фильм вместе. Наблюдайте за ним, участвуйте в процессах проживания сюжета. Спустя некоторое время можно вернуться к обсуждению, исследовав эмоциональный ресурс. Поделитесь опытом: «Мне было страшно, когда я в детстве в первый раз смотрел этот фильм». Это отличный повод для изучения вас, принятие иного опыта. Говорите о его жизни, знакомьте с опытом своих переживаний. Спрашивайте, помогайте осознать и сформулировать. Все обиды, которые мы «тащим» во взрослую жизнь, от неумения объяснить, что мы чувствуем и чего хотим.

 

4. Слушайте ребенка. Каждый должен знать, что его услышат и поймут. Даже если в семье семеро детей, у каждого должно быть время на личное общение с мамой, хотя бы час в неделю. Время, когда мама существует только для него, когда он полностью владеет маминым вниманием. Назовите это «мамин день» или «мамин час» (и «папин», конечно). Так ребенок учится планировать жизнь: «Я смогу выговориться, мама/папа выслушает и даст совет». Это должно сохраняться и в подростковом возрасте.

Нельзя разговаривать с ребенком, занимаясь своими делами: готовкой, уборкой, глажкой, просмотром новостей. В этом случае вы поворачиваетесь спиной к сыну или дочери, а значит, отворачиваетесь от его проблем и переживаний. Нужно обязательно смотреть в глаза, находиться на одном уровне. Не нависайте сверху, как тюремщик. Что бы ни происходило, зрительный доверительный контакт гарантирует безопасность. Оценивайте поступки, а не ребенка. Все имеют право на ошибку, приобретение опыта

Все, что чувствуете по отношению к нему, проговаривайте от первого лица: «Я расстроена, что ты болеешь». Не говорите: «Ты мой бедный, несчастный, больной». Так мы навешиваем ярлыки, а ребенок получает вторичную выгоду от ситуаций. У него быстро формируется простая цепочка получения любви и внимания мамы.

Не говорите «ты плохой», скажите: «Этот поступок огорчил не только меня, но и учительницу». «Это глупые слова», а не «ты говоришь гадости». Оценивайте поступки, а не самого ребенка.

5. Просто любите ребенка. Главное, что можете сделать, — просто любить и говорить об этом. Не бойтесь перелюбить: любви не может быть слишком много. Не продавайте любовь за то, что он послушный, умный, культурный, а попросту удобный ребенок. Это формирует невротический тип мировосприятия, сниженную самооценку. В конечном счете это выливается в комплекс неполноценности и жизненные неурядицы.

Этот материал – основа для родительского самоанализа, возможность критично взглянуть на себя и свои действия, обретя возможность заглянуть в будущее и спрогнозировать результат воспитания своего ребенка, направить его в нужное русло воспитания счастливых и успешных детей.

Если становится трудно, Вы всегда можете обратится за помощью к специалисту. В экстренной ситуации – позвонить по телефону доверия.

Education - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.